Сегодня ведется работа по внесению изменений в законодательство для урегулирования вопросов, связанных с нелегальной занятостью.
Уже подписано Постановление Правительства Российской Федерации от 03 мая 2024 года № 571 «О создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости» и утверждено типовое положение о деятельности комиссии.
В Белгородской области с 12 августа 2024 года начинает работать комиссия по противодействию нелегальной занятости. В Новооскольском городской округе, как и и во всех 22 муниципальных образованиях области создаются рабочие группы межведомственной комиссии по противодействию нелегальной занятости.
Межведомственная комиссия во взаимодействии с рабочей группой округа будет проводить ряд мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по противодействию нелегальной занятости в области. Основными задачами межведомственной комиссии являются:
- координация и обеспечение взаимодействия исполнительных органов Белгородской области и контрольно-надзорных органов в целях реализации полномочий Межведомственной комиссии;
- осуществление мониторинга и анализа результатов работы Межведомственной комиссии и рабочих групп Межведомственной комиссии
в муниципальных образованиях на территории Белгородской области;
- осуществление мониторинга результатов работы по противодействию нелегальной занятости.
Для решения задач межведомственная комиссия сможет запрашивать информацию о начисленной зарплате, данные, представляющие, в том числе налоговую тайну, а также сведения из Социального фонда России, направлять в контрольные органы информацию для проведения надзорных мероприятий. Также комиссию может заинтересовать:
- нелегальное использование недвижимости в предпринимательской деятельности без регистрации ООО или ИП;
- не пытается ли работодатель привлекать граждан к работе без заключения трудовых договоров;
- не пытается ли работодатель прикрыть трудовые отношения гражданско-правовыми, в том числе и самозанятыми;
- осуществляется ли деятельность, подлежащая лицензированию в установленном законодательством РФ порядке;
- информацию о получателях господдержки;
- адекватен ли штат работников объему услуг (вызовет подозрение, если предоставляется большой объем услуг, а официальных сотрудников мало);
- имеются ли факты выплаты месячной заработной платы работникам, полностью отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), ниже соответствующего минимального размера оплаты труда и (или) допускающих отклонения среднемесячной суммы оплаты труда более 35 процентов с учетом отрасли и категории работодателя от среднего значения данного показателя в Белгородской области.
Проблема неформальной занятости, то есть работа без официального трудоустройства негативно отражается не только на уровне благосостояния и финансовой стабильности, но и в целом на развитии страны.
Важно понимать, что при неофициальном трудоустройстве «плюсы», которые якобы сейчас работник получает, не гарантируют ему ни выплаты в случае болезни и отпуска, ни формирование пенсионного стажа, ни других социальных гарантий. Человек, с которым не заключили трудовой договор, теряет гораздо больше, чем получает.
Об этом стоит задуматься и оценить риски, как работнику, так и работодателю, так как в законодательстве РФ существует ответственность для обеих сторон неофициального трудоустройства.
Ваша «белая» зарплата - гарантия вашей социальной защищенности!