Сотрудники ОМВД России по Новооскольскому городскому округу призывают жителей округа быть бдительными при общении с незнакомцами, и обращать внимание на то, что Интернет-ресурсы могут быть зарегистрированы с помощью зарубежных сайтов, предоставляющих услуги анонимизации, что не позволяет в ряде случаев пользователю установить достоверные сведения о лицах, которым он доверил денежные средства.
На сегодняшний день наиболее распространенными способом мошенничеств является:
- «Операторы сотовой связи», подразумевает звонок якобы специалистов известных телекоммуникационных компаний мошенники стараются получить доступ к аккаунту пользователя «Госуслуги». Они звонят потенциальному потерпевшему и утверждают, что действующий договор заканчивается и его необходимо продлить, иначе номер передадут другому абоненту. Идти никуда не нужно, все можно сделать по телефону, уверяет злоумышленник. Достаточно продиктовать код из смс. Следующий шаг- перейти по ссылке, где нужно ввести еще один код. Таким образом, человек не продлевает договор, который на самом деле является бессрочным, а предоставляет данные для входа в личном кабинет на портале «Госуслуги» и всю информацию о себе, которая хранится на этом ресурсе;
- «Предложения от лжеброкеров о дополнительном заработке», злоумышленники связываются с потенциальными инвесторами через социальные сети или звонят им под видом сотрудников известных инвестиционных компаний. Предложение заманчивое- ужно лишь открыть «брокерский» счет и инвестировать от 10 000 рублей. Доход- не меньше миллиона. Для открытия счета мошенники требуют установить приложение. Далее программа имитирует якобы рост доходов от инвестиций, в том числе в крипто валюту. Как только у «инвестора» возникает желание вывести деньги со счета- начинаются проблемы. Лжеброкеры говорят, что сделать это сложно. Нужно пополнить счет еще раз на определенную сумму, оплатить «страховку» или ежедневное размещение валюты в «европейской ячейке» либо найти поручителя, чтобы можно было «обналичить» средства. В итоге инвестор теряет свои деньги, а заодно и надежду на будущие миллионы. Вариант этой мошеннической схемы- участие в уникальном инвестиционном онлайн-проекте известного банка. Завлекают потенциальных жертв при помощи писем на электронную почту. Злоумышленники, оформляя сообщение, копируют визуальный стиль финансовой организации и далее для убедительности используют те же корпоративные цвета, логотип и другие элементы. Для участия в «выгодной» кампании предлагается перейти по ссылке из письма. После жертве предложат пройти опрос: указать заработок. Предпочитаемый способ хранения средств и контактные данные для связи представителем организации, а также дадут доступ к специальному приложению. А уже там понадобится ввести данные свой банковской карты- с нее аферисты потом и спишут деньги;
- «Общение с работодателем, предложение работы», предложение работы», под видом будущего работодателя мошенники проводят собеседование, где они просят кандидата заполнить анкету прямо во время зума. Один из ее пунктов-номер карты и другие данные. На нее злоумышленники обещают производить оплату. Чтобы ничего не пропустить, они включают запись экрана. Некоторые мошенники просят указать информацию по нескольким банковским картам, если какую-то якобы не примет бухгалтерия. Вместо пополнений с банковской карты соискателя в будущем происходят списание, а на работу его так и не устраивают. Находясь в поиске работы, можно не только потерять деньги, но и нарушить закон, став «дроппером» (подставные лица, которые задействованы в нелегальных схемах по выводу средств с банковских карт. В последнее время именно этот мошеннический сценарий становится популярным, а его жертвами становятся студенты и пенсионеры;
- «Звонки и сообщения из банка», мошенники под видом специалистов техподдержки финансовых организаций предлагают установить на смартфон приложение для поиска вирусов. Это вредоносное программное обеспечение, которое дает доступ к телефону жертвы и его данным. Еще один популярный сценарий- помощь в сохранении денежных средств. Аферисты под видом сотрудников Банка России сообщают жертве о том, что кто-то пытается похитить деньги с ее счета. Чтобы их спасти, надо перевести средства на «безопасный» счет в Центральный банк РФ. По легенде это временная мера- на период поиска преступников. А потом всю сумму человеку якобы возместят наличными в приемной Банка России.
- «Звонки или сообщения от знакомых», осуществляется рассылка сообщений с просьбой одолжить денег близким или друзьям. Порой мошенники заходят и дальше- играют на чувствах жертвы и сообщают, что ее родственник попал в беду. Если раньше аферистам приходилось разыгрывать театральный спектакль, подделывая голос, то теперь за них это делает искусственный интеллект. Злоумышленники взламывают аккаунт пользователя, скачивают голосовые сообщения и на их основе генерируют монолог для дальнейшего обмана. Существует и другой сценарий- просьба проголосовать за детей или племянников в детском конкурсе. За ссылкой для голосования, которую мошенники отправляют со взломанного аккаунта владельца, скрыт вирус, который откроет им доступ к вашему гаджету;
- «Звонки и сообщения от государственных ведомств, силовых структур», мошенники звонят или пишут человеку якобы от лица сотрудников ФСБ, Росфинмониторинга, ФНС, Социального Фонда России, портала «Госуслуги», с угрозой блокировки счета, по которому якобы зафиксированы сомнительные операции. Чтобы этого избежать мошенники требуют оплатить штраф. Для убедительности они могут даже прислать квитанцию на официальном бланке ведомства;
В настоящее время пользователи достаточно часто попадаются на уловки киберпреступников и телефонных мошенников, использующих не только методики социальной инженерии, но и приемы гипноза. Чтобы заполучить деньги с потенциальной жертвы. Мошенники могут использовать всевозможные выдуманные легенды для предлога перевода денежных средств, представляясь при этом сотрудниками неких серьезных госструктур.
Сотрудники силовых структур никогда не будут:
- звонить гражданам и заявлять, что тем необходимо принять участие в некой операции по задержанию мошенников или иных преступников;
- требовать или просить граждан выполнить перевод денежных средств на какие-либо резервные счета, оформить кредит и совершить иные банковские операции.
Кроме того, Центральный банк России не занимается сотрудничеством с физическими лицами, не открывают им какие-либо расчетные и банковские счета, не имеет никаких «специальных» или «безопасных» счетов. Если кто-то по телефону или в сети «Интернет» просит выполнить перевод денежных средств на подобные счета, сразу же необходимо прекращать общение с таким человеком, поскольку это мошенник. Злоумышленники активно рассылают по электронной почте, в социальных сетях и мессенджерах сообщения российским пользователям с предложением о получении пострадавшим от проведения военной спецоперации всевозможным компенсаций от государства. При этом мошенники в рамках реализации таких мошеннических схем могут представляться сотрудники различных благотворительных фондов, правоохранительных органов и государственных структур.
Отдел уголовного розыска ОМВД России по
Новооскольскому городскому округу